Персональный блог воспитателя ГПД Семенчук Елены Витальевны

Виртуальный кабинет воспитателей ГПД. Нам доверяют самое ценное.

Методическая копилка

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

Тема: «Дружба может всё!»

Цель:  формирование нравственно-личностных качеств у младших школьников, представлений детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.

Задачи:

  1. Способствовать развитию умения детей вести рассуждения, расширить словарный запас нравственных понятий.
  2. Формирование умения работать в команде.
  3. Формирование дружеских отношений между детьми в классном коллективе.

Оборудование: презентация, ладошки с бабочками, конверты с заданиями.

 

Ход мероприятия:

  1. Орг. момент.

Мы друг к другу повернёмся.

Нежно, мило улыбнёмся.

Руку другу мы пожмём.

И занятие начнём.

 

  1. Психологический настрой.

- Прежде чем начать наше мероприятие, мне хотелось бы провести с вами небольшую разминку, которая поможет всем нам настроиться.

Все вы, конечно же, любите играть. Я вам предлагаю игру «Поменяйтесь местами те …»

Игра «Поменяйтесь местами те …»

-Поменяйтесь местами те, кто с хорошим настроением начал этот день.

-Поменяйтесь местами те, кто успел сегодня подарить улыбку своим одноклассникам.

-Поменяйтесь местами те, кто порадует родителей хорошей оценкой, а себя хорошими знаниями.

-Поменяйтесь местами те, кто помог сегодня друзьям разобраться со школьными заданиями.

Молодцы. Я желаю вам с таким же хорошим настроем провести наше мероприятие.

III. Сообщение темы занятия.

Загадка:

Друг без друга мы скучаем,

Вместе с радостью играем.

И нам ссориться не нужно.

Ведь всего сильнее … (дружба)

Воспитатель:  Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое дружба, узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому, будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях.

  1. Беседа о значении слова «дружба»

- Итак, что же такое дружба?

Чтение стихотворения воспитателем.

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчики девочек не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Воспитатель: Ребята, давайте же прочитаем в словаре, что такое дружба?

«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова.

Воспитатель: А теперь мы с вами немного поиграем.

Игра «Магнит»:

- Представьте, что слово ДРУЖБА – это слово-магнит.

-Какие слова притягивает это слово? (например: дружба – это взаимопомощь, радость общения и т.д.).

Дети называют слова.

Посмотрите, как я для себя, отвечая на вопрос, что такое дружба, определила понятие:

Д – добро

Р – радость

У – уважение

Ж – жизнь

Б – богатство

А – активность

 

  1. Практическая часть.

- На доске я до сих пор не записала полную тему нашего мероприятия. Я доверю это вам. Но, чтобы её узнать, нужно выполнить задание.

Работа в группах:

- Разделитесь на команды. Придумайте названия команд.

Задание :

Разгадайте зашифрованное слово, вспомнив алфавит.

1 команда

5

18

21

8

2

1

 

2 команда

14

16

8

6

20

 

Ответы команд: Дружба может (написать на доске)

- А вот что дружба может, на это нам и предстоит ответить.

 

Иногда говорят, чтобы подружиться, нужно проложить мостик от сердца к сердцу. Мы с вами попытаемся сегодня построить свой МОСТ ДРУЖБЫ, выполнив некоторые задания.

Задание 1:

- Приведите примеры пословиц о дружбе и раскройте их смысл.

(Ответы команд. Дети прикрепляют ладошки из картона на доску таким образом, чтобы показать движение навстречу двух команд.)

Воспитатель:

- Кого мы называем другом?

(Ответы учащихся)

- Каких друзей вам хотелось бы иметь?

(Ответы учащихся)

Выберите качества настоящего друга (слайд).

Задание 2:

- Напишите качества друзей, которые не были озвучены.

(Ответы команд. Дети прикрепляют ладошки из картона на доску таким образом, чтобы показать движение навстречу двух команд.)

 

Воспитатель: А теперь перейдем к викторине.

 

Викторина “Кто с кем дружит?”

Задания:

  1. Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка)
  2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
  3. Смешной мишка Вини-Пух и … (Пятачок)
  4. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили - не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел)
  5. Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена?

Воспитатель:

Герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили – все подружились) Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

- Ребята, великий педагог В.А Сухомлинский составил Законы дружбы, давайте с ними познакомимся. Смотрим на доску.

Первый закон дружбы:

«Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одёжке.

Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен»

Второй закон дружбы:

Не обзывай и не унижай своего друга.

Третий закон дружбы:

Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

Четвёртый закон дружбы:

Умей с другом разделить радость и горе.

 

Задание 3:

- Какой закон дружбы вы бы добавили? Посоветуйтесь в командах.

(Ответы команд. Дети прикрепляют ладошки из картона на доску таким образом, чтобы показать движение навстречу двух команд.)

 

Воспитатель:

    - Я хочу вам рассказать об одном чуде! Однажды я прочитала рассказ М.В. Водопьянова “Один за всех и все за одного”, который до сих пор помню и хочу вам рассказать.

“Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.

Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук”.

- Вот оно чудо! Дружба спасла человека, верные друзья! Представьте себе только, в 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим друзьям. А ведь все могло быть иначе.

- Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.

- Соблюдая эти законы дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.   

Чтение стихотворений детьми.

Задание 4:

Разрешение нравственных ситуаций.

Раздаются конверты с ситуациями, которые обсуждаются в группе, а затем предлагается решение.

Примеры ситуаций:

  1. Друг подшутил над тобой. Ты обиделся. Вы поссорились.
  2. Тебе подарили красивую игрушку. Ты дал ее поиграть другу, а он ее нечаянно сломал.
  3. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тебя дать списать.
  4. Твой друг часто грубит взрослым.
  5. Твой друг не хочет, чтобы ты дружил с другими ребятами.
  6. Твой  друг  не  умеет  играть  в  игру  и  подводит  команду.

(Ответы команд. Дети прикрепляют ладошки из картона на доску таким образом, чтобы показать движение навстречу двух команд.)

 

Воспитатель:

- Мы находили теоретические ответы на предложенные ситуации, а сейчас я предлагаю найти практический выход из данной ситуации.

Проблемное задание:

На полу наклеены две полоски в виде мостика. Дети из двух команд становятся по краям «мостика», идя навстречу друг другу. (Пара даёт свой вариант).

 

Игра« Это я, это я, это все мои друзья!»

Ребята, давайте поиграем! Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы дружно хлопая в ладоши, отвечайте: « Это я, это я, это все мои друзья!»

1.Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

2.Кто из вас такой ловкач, лучше всех бросает мяч?

3.Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?

4.Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

5.Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

6.Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?

7.Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

Воспитатель:

- Много произведений посвящено дружбе. Назовите их… (идут слайды презентации, дети отгадывают).

- Отлично! Вы справились с заданием.

 

Воспитатель: Послушайте рассказ «Одинаковые».

         Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала …

(учитель делает остановку)

Задание 5:

- Подумайте, что сказала мама?

(Ответы детей).

Дочитать текст:

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!

- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

Задание:

За что мама осудила Соню?

Что бы вы сказали Соне?

(Ответы учащихся).

Воспитатель: Ребята, какой мы можем сделать вывод, прослушав рассказ?

(Ответы учащихся).

Воспитатель: Правильно! Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.

(Ответы команд. Дети прикрепляют ладошки из картона на доску таким образом, чтобы показать движение навстречу двух команд.)

 

  1. Рефлексия.

- Мы смогли построить наш мост Дружбы общими усилиями. В строительстве поучаствовал каждый. Очень хочется, чтобы мост был крепкий и надёжный.

Но у нас остался открытым ответ на один вопрос:

- Что же может дружба?

(Ответы учащихся).

Воспитатель: Обратите внимание на слайд презентации: «Дружба может всё!»

 

VII. Подведение итогов занятия.

- Кого мы называем другом?

- Каких друзей нам хотелось бы иметь?

- А каким другом является каждый из вас? 

Совет друзьям: продолжите фразу

  • Помогай другу:

 если друг не умеет что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

  • Делись с друзьями: 

если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.

  • Останови друга, 

если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.

  • Не ссорься с друзьями: 

старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.

 

 

Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий для нас таящее,

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие!

 

Исполнение песни «Мир похож на цветной луг».

Чтение стихотворений детьми.

 

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Методическая копилка