Персональный блог воспитателя ГПД Семенчук Елены Витальевны

Виртуальный кабинет воспитателей ГПД. Нам доверяют самое ценное.

Методическая копилка

Экологическая викторина «Знай! Люби! Береги!»

Цель: воспитание чувства любви, бережливости к природе и  уважения ко всему живому.

Задачи:

* формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы;

* учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе;

* формировать умение видеть красоту родной природы;

* воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях;

* развивать познавательные, творческие и коммуникативные способности.

1.Введение в тему занятия

Воспитатель. Ребята, отгадайте мои загадки,  и тогда я думаю, вы поймете, о чем пойдет речь сегодня на нашем занятии.

Загадки:

1) Его частенько просят, ждут, а как придет - все прятаться начнут. Что это? (дождь)

2) Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет? (солнце)

3) Что за чудо-красота, расписные ворота показались на пути, в них не въехать, не войти…(радуга)

4) Он средь снега расцветает,

С нами он весну встречает.

От мороза прячется в валежник,

Маленький….подснежник. 

Воспитатель. Найдите  слово, объединяющее слова?

Ученики.  Природа.

Воспитатель.  Совершенно верно! (Воспитатель читает стихотворение. Идет видео слайде презентации, звучит музыка).

«Наша матушка-природа» (Александр  Куклин).
Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме том жить вовеки.
Природа - это дом под снегом и дождем.
В любой мороз и зной устроен он на славу.
Храните этот дом, в котором мы живем,
На этот мирный дом мы  имеем право! 

2.Целеполагание
Воспитатель. Все, что нас окружает, мы должны научиться беречь и любить. И этому сегодня посвящено наше занятие «Знай! Люби! Береги!», целью которого является воспитание чувства любви, бережливости к природе и  уважения ко всему живому.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам  пришел в гости? (Заходит Лесная фея).

Лесная фея. Здравствуйте, ребята! Я – лесная фея! И пришла в гости к вам не просто так: слышала я, что  сегодня у вас будет интересная  викторина, вот и посмотрим, насколько сильны ваши знания о природе.

      Знаете  ли, Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна! Посмотрите!  Что находится вокруг? (Идут слайды презентации, звучит музыка)

Лесная фея.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг - природа!

Воспитатель.

Чудесен и таинственен мир природы…

Чтобы вся эта красота была всегда, мы должны природу... (охранять и оберегать).

Чтобы оберегать природу, надо ее... (любить).

А чтобы любить надо ее... (знать).

Экологическая викторина «Знай! Люби! Береги!»

Воспитатель.

Вот сейчас мы и проверим ваши знания в нашей викторине, которая называется «Знай! Люби! Береги!» и начнем мы ее с представления жюри: Елена Витальевна, Татьяна Владимировна, Анна Александровна.

Правила викторины.

Если команда побеждает в конкурсе, ей присваивается 3 очка.

Проигравшая команда получает 1 очко.

Если ничья – по 2 балла.

А теперь переходим к представлению команд.

           Капитан  и члены  команды встают  и  с места представляют название и  девиз.

Представление команд.

1-ая команда  «Чистая планета»
Наш девиз:

И чистую планету,
Нам нужно сохранить.
Ведь на планете этой
Нам долго еще жить!

 

2-ая команда «Юные экологи»

Наш девиз:

Родную природу,

любимый  край,

Ты береги и охраняй!

 

Воспитатель.  Команды представлены,  начинаем нашу викторину.

Лесная фея.

Напутствие командам:

Пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

И пусть борьба кипит сильней,

А ваша дружба крепче с ней.

1 Конкурс «Эрудитов».

Лесная фея.

Каждой команде по очереди задаю вопросы, чья команда даст больше правильных  ответов, та и  заработает очки (листочки)  в этом конкурсе.

  1. Какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой?

     (Экология – наука, изучающая взаимоотношения животных и растительных             организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие   человеческой деятельности на окружающую среду).

  1. Какую вы знаете книгу (это особенная книга), в которую внесены все виды исчезающих в мире растений и животных (Красная книга).

Почему ее назвали Красной? (Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им, их нельзя истреблять).

  1. Какие животные занесены в красную книгу Республики Беларусь?

(Европейский зубр, рысь обыкновенная, барсук, бурый медведь, европейская норка, суслик и др.)

  1. Какие птицы занесены в Красную книгу Республики Беларусь? (Большая белая цапля, черный аист, кваква, черный коршун, красный коршун, беркут, орел-карлик, белая куропатка и др.)
  2. Какой международный праздник отмечают 1 апреля? (Международный день птиц).
  3. Какой международный праздник отмечают 22 апреля, который знают во всем мире. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды (Это День Земли).
  4. Самое глубокое озеро? (Байкал)
  5. Самое большое по площади озеро в Республике Беларусь? (Нарочь, находится в Минской области, в Мядельском районе)
  6. Какой зверь, по праву, считается самым быстрым? (Гепард.)
  7. Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»? (Лось. Раз в год, зимой он сбрасывает свои рога.)

Воспитатель. 

     Подведение итогов конкурса.

 

2 Конкурс капитанов (блиц-опрос)

          Воспитатель. Капитаны команд встают с мест  и становятся в центре кабинета. В течение минуты им необходимо ответить на заданные вопросы.  Кто из них даст  больше правильных ответов, тот и принесет очко своей команде.

Вопросы  капитану команды «Чистая планета»

  1. Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина)
  2. Из какого дерева делают спички? (Из осины)
  3. Какая жгучая трава оставляет следы на руках при соприкосновении? (Крапива)
  4. Какое мощное и сильное животное является символом Республики Беларусь? (Зубр).
  5. Из этого цветка плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света (Одуванчик).
  6. Кто слышит ногами, у какого насекомого ухо находится на ноге? (Кузнечик)
  7. Сколько лап у жука? (Шесть.)
  8. На каком цветке любят гадать влюблённые девушки? (Ромашка)
  9. Синенький звонок висит, никогда он не звенит? (Колокольчик)
  10. Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь)
  11. Какое животное меняет одежду, не раздеваясь? (Хамелеон).
  12. Назовите самое крупное морское млекопитающее животное (Кит).
  13. Любимое лакомство аистов (Лягушки.)
  14. Назовите самое высокое животное? (Жираф).

15.Какому насекомому мы вынуждены хлопать в ладоши отнюдь не в знак своего восхищения и одобрения? (Моли, когда хотим ее убить).

Вопросы капитану команды «Юные экологи»

1.Какое растение считается лучшим лекарством от простуды? (Липовый цвет).

2.Есть такое выражение «Легкие Земли»? Что имеется ввиду? ( Лес (деревья)).

3.В народе этот цветок называют «цветком солнца»  (Подсолнух.)

4.Какая птица является символом Республики Беларусь? Эта птица отражает нашу национальную чистоту (Аист).

5.Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник). 

6.Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»? (Стрекоза).

7.Сколько лап у паука? (Восемь.)

8.Какой цветок называют царицей цветов? (Роза)

9.Самый чистоплотный зверек? (Барсук)

10.Животные-строители, которые строят дома (хатки) на реках и водоемах (Бобры).

11.Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж).

12.Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка).

13.Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде (Рысь).

14.Какое животное  носит своего детеныша в сумке? (Кенгуру).

15.Какое хорошо всем известное и ужасно надоедливое насекомое может передвигаться вниз головой и пробовать еду лапками? (Муха).

 

Воспитатель. Подводим итоги конкурса капитанов.

3 Конкурс «Собери пословицу».

Лесная фея. Ребята,  кто из вас знает пословицы о природе? Перед вами на столе пословицы с разрезанным на слова текстом. По сигналу ведущего, вы должны правильно соединить 1 и 2 части пословицы и  зачитать их. Чья команда первая справится с заданием, та и зарабатывает очко своей команде.

Пословицы для первой команды.

  1. Ласточка весну начинает, соловей кончает.
  2. Летом не припасешь, зимой не принесешь.

3.Что летом родится, то зимой пригодится.

4.Кто весной не пролежит, весь год сыт будет.

Пословицы для второй команды.

1.Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь.

2.Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зеленая ветка.

3.Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.

4.Возле леса жить - голодному не быть.

Воспитатель.

     Итак, жюри подводит итоги трех конкурсов, а у нас музыкальная пауза!

3.Физкультминутка №1 (Девочки выходят и исполняют песню, все остальные ребята двигаются под музыку).
                                        Песня «Земля – наш общий дом»

 

Лучик золотой с капелькой росы,
Заиграет в утренней заре
Легкий ветерок с шелестом листвы
Пробуждает новый день солнца и Земли
Припев:
Это чудо сохраним,

Не забудем никогда
Что Земля наш общий дом
Будем помнить мы всегда
Каждый должен быть в ответе
Мир на планете для всех один
И только вместе на радость детям
Этот мир мы сохраним!
Глубину морей и вершины гор
Покорил отважный человек
Судьба земли в твоих руках
В этом космосе большом вместе мы на век!
Припев:

Это чудо сохраним,
Не забудем никогда
Что Земля наш общий дом
Будем помнить мы всегда
Каждый должен быть в ответе
Мир на планете для всех один
И только вместе на радость детям
Этот мир мы сохраним!

Припев:

Это чудо сохраним,
Не забудем никогда
Что Земля наш общий дом
Будем помнить мы всегда
Каждый должен быть в ответе
Мир на планете для всех один
И только вместе на радость детям
Этот мир-этот мир, навсегда, мы сохраним!

Мы сохраним!

 

 

Воспитатель. Замечательная песня!

А теперь переходим к следующему этапу нашей викторины. Конкурс «Знатоки птиц». Перед вами игровое поле, которое разделено на секторы. Вращающаяся стрелка укажет вопрос, на который вы дадите ответ.

Конкурс «Знатоки птиц»

Вопросы для команды «Юные экологи»

1)  Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины)

2) Какую птицу, по праву, в народе называют «лесным доктором»?  (Дятел)

3) Кто отдыхает, сидя на проводах? Если она летает низко к земле — быть дождю. (Ласточка)

4) Почему учёные оправдали эту птицу, несмотря на то, что она не желает исполнять свой родительский долг по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда? (Кукушка — единственная птица, которая поедает мохнатых, ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами, гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам).

5) Назовите птицу с розовым оперением (Фламинго).

6) Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи).

7) Клюв у этой птицы имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. (Клест. Благодаря особому строению клюва эти птицы искусно лазают по деревьям).

8) Каких птиц ещё в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).

 

Вопросы для команды «Чистая планета»

1) Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь)

    2) Самая маленькая птичка планеты? (Колибри.  Ее размер  от 5 до 22 см.)

3) Какая птица самая большая в мире? (Страус)

4) Какая основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени: холод или голод? (Голод. Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелёта. Голодная птица замерзает, сытая — никогда.)

5) Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц (Стриж. Скорость его полета — до 200 километров в час, а один из видов может разогнаться до 300 километров в час).

6) Клюв, какой птицы похож на крючок? (Ястреб)

    7) Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову.)

    8) Пингвин - это  птица  или млекопитающее? (Птица)

Воспитатель.

Итак, жюри подводят итог конкурса «Знатоки птиц», а мы переходим к следующему заданию.

Конкурс «Царство грибов»

Лесная фея. Отгадайте загадку.

По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы идём.

Если место попадётся,

То лукошко наберём (Грибы)

Лесная фея.   

         Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы - ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вздыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Но вы должны обязательно знать, что есть грибы съедобные и несъедобные (ядовитые).

Вот мы сейчас и проверим, какие грибы вы знаете?

         Каждой команде в течение минуты будут загаданы загадки. Чья команда даст больше правильных ответов, та и побелит в этом конкурсе.

«Загадки о грибах»

Загадки для команды «Чистая планета»

 

  1.Шоколадно-бурый гриб,

К скользкой шляпке лист прилип.    Воротник ажурный тонок,

     Гриб такой зовут…(масленок).

2.На пеньке сидят братишки.

   Все в веснушках, как мальчишки.

   Эти дружные ребята,

   Называются…(Опята).

3.Этот гриб растет в теплицах,

   В грядках влажных, в торфяницах,

   Шляпка – беленький шиньен,

   Это точно – шампиньен.

  1. В шляпке беленькой на ножке

   Рос грибочек у дорожки.

   А теперь в корзинке пусть

   Полежит съедобный… (Груздь)

5.Под березой, посмотри:

 Здесь не один, тут целых три! (Подберезовик).

6.Гриб не варят, не едят.

   В крапинку его наряд.

   Снизу - кружево-узор,

   Это красный….(Мухомор)

 

 

Загадки для команды «Юные экологи»

 

  1. Под осиной гриб тот, дети,

   В ярком красненьком берете   (Подосиновик).

2.Царь грибов живёт в дубраве.

   Для жаркого нужен маме (Белый   гриб, боровик).

3.Если их найдут в лесу,

   Сразу вспомнят про лису.

   Рыжеватые сестрички,

   Называются…(Лисички).

4.Он живет под елками,

   Скрытый их иголками.

   Много у него братишек.

   Рыжий гриб зовется…(Рыжик)

5.Этот гриб найдешь весной,

   На опушке лесной.

   Весь в морщинках старичок,

   С именем смешным …(Сморчок)

6.На грибы она сердита,

   И от злости ядовита.

   Вот лесная хулиганка!

   Это – бледная ….(Поганка)

 

Воспитатель. Подходит к концу наша викторина. Жюри подводит итоги конкурсов. А мы с вами немножко поиграем!

4.Физкульминутка №2     Игра «Если я приду в лесок»

Воспитатель. Если вы со мной согласны и мое высказывание  правильное, то вы хлопаете в ладошки, если я буду поступать плохо, то вы топаете ногами.  Итак, начинаем.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (топаем ногами)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (топаем ногами)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (хлопаем в ладошки)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (хлопаем в ладошки)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (топаем ногами)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (топаем ногами)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (хлопаем в ладошки)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (хлопаем в ладошки)

Еще о том веду я речь,
Что мы наш дом должны беречь! (хлопаем в ладошки)

 

5.Рефлексия.

Воспитатель.  Ребята, мы сегодня с вами  вспомнили очень важные правила:

-  что необходимо  знать,

-  как нужно любить,

-  и беречь нашу природу!

Ребята, я вами довольна!

А теперь и вы  дайте мне ответ: поделитесь своими впечатлениями.

       (Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети крепят листочки определенного цвета).

         Воспитатель.   Посмотрите, какое пустое дерево у нас, на нем совсем нет листвы. Давайте украсим его листочками. Цвет листочка обозначает ваши чувства.

          Зеленый – тебе понравилось наше занятие, на душе у тебя тепло и радостно, ты любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу.

          Желтый – означает, что у тебя есть беспокойство за природу, за все виды растений, животных и птиц, которые исчезают на земле.

          Красный – тебя не волнует, что происходит вокруг нас, в природе; означает, что ты не будешь соблюдать экологические правила поведения в природе, не будешь заботиться о птицах, животных и др.

       Воспитатель. Посмотрите, как зазеленело наше дерево, как ярко светит наше солнце! Наши деревья, лес украшают землю, а потому и жизнь человека. Как хорош лес в любое время года! И нам это докажут ученики, которые приготовили для вас стихотворение.

(Дети читают стихотворение.)

«Это называется природа». Слова Михаила Пляцковского.

  1. 1 ученик. Мы любим лес в любое время года.
    Мы слышим речек медленную речь.
                      Все это называется природа.
                      Давайте же всегда ее беречь!
    2 ученик. В лугах ромашки солнечного света,
                      Такие, что светлей на свете жить.
                      Природой называется все это,
                      Давайте же с природою дружить.
    3 ученик. Летят, звеня, дождинки с небосвода,
                      Клубится на заре тумана дым.
                      Все это называется природа.
                      Давайте же сердца ей отдадим.
    4 ученик. Прощальный вальс танцует с ветром лето.
                     Дрожит в окне вечерняя звезда.
                     Природой называется все это,
                     Давайте же любить ее всегда!

6.Заключительная часть.

Воспитатель.

          Вот и подошла к концу наша экологическая викторина. Жюри подводит итоги и объявляет победителей нашей викторины.

         Командам вручаются призы.

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Методическая копилка